В России создают новую прозрачную и более эффективную систему по целевому обучению в университетах

Меры для повышения эффективности и прозрачности механизма целевой подготовки специалистов с высшим образованием, его доступности для всех абитуриентов и обучающихся обсудили на заседании Президиума Совета законодателей в Государственной Думе.

С докладом «Подготовка квалифицированных кадров и развитие рынка труда субъектов Российской Федерации: актуальные решения и возможности» выступил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

В качестве мер по совершенствованию целевого обучения, повышению его привлекательности Министр привел ряд тезисов.

«Одним из важных направлений повышения эффективности целевого обучения является предложенная заместителем Председателя Госдумы Ириной Яровой идея создания единой площадки информирования граждан о возможности заключения договоров о целевом обучении и поиска заказчиками целевого обучения кандидатов для заключения соответствующих договоров. Единая площадка будет способствовать более широкому информированию о наличии таких мест, у абитуриента появится возможность поступить на целевое обучение в другой регион», — подчеркнул Валерий Фальков.

Он добавил, что Минобрнауки России совместно с Минцифры России работают над использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» как инструмента, на базе которого будет запущена такая единая площадка.

Также в качестве инструментов для повышения эффективности целевого обучения глава Минобрнауки России привел и другие инструменты. В частности:

– направление штрафа, который заказчик должен заплатить в соответствующий бюджет субъекта РФ, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству;

– уменьшение размера указанного штрафа, приняв за расчет базовый норматив затрат на обучение.

По завершении выступления главы Минобрнауки России заместитель Председателя Государственной Думы РФ Ирина Яровая напомнила, что в первом чтении Парламентом принят закон по целевому набору.

«Это будет новая уникальная система, благодаря которой сформируется прозрачный честный конкурс на поступление на бюджетные места по востребованным специальностям с гарантией первого рабочего места, возможностью дополнительных мер социальной поддержки, решением вопроса наставничества и прохождения производственной практики. В комплексе это обеспечивает совершенно новое качество подготовки специалистов и создает уникальные возможности для ребят из всех регионов страны», — подчеркнула Ирина Яровая.

Она обратила внимание собравшихся, что закон предлагает одинаково доступный конкурс на целевое обучение для всех выпускников. «Из тех ребят, кто представит хорошие баллы, будет производится отбор. Кроме того, по системе зачисления в бюджет штрафных санкций, Валерий Николаевич, мы это учли в законе, именно такой подход и предлагается», — заключила Ирина Яровая.

Напомним, в целях совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ были внесены изменения (вступили в силу с 1 января 2019 года). Законом усилена ответственность сторон за неисполнение обязательств, определенных договором о целевом обучении, в частности введен штраф за неисполнение обязательства по трудоустройству и осуществлению трудовой деятельности в размере расходов бюджета, осуществленных на обучение гражданина.

В 2022 году внесены изменения в Положение о целевом обучении, согласно которым по инициативе заказчика целевого обучения в договор о целевом обучении могут быть включены требования к успеваемости «целевика».

Целевой прием был введен в целях подготовки кадров в интересах субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций. Для установления целевой квоты не позднее 1 сентября года, предшествующего году приема на целевое обучение, представляют в Минобрнауки России информацию, согласованную с органами государственной власти субъектов РФ, о количестве мест по специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям, которое необходимо установить для приема на целевое обучение. При этом указываются субъекты Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен выпускник в соответствии с договором о целевом обучении.